Картины из соломки

Картины из соломки

Картины из соломки

Соломка – доступный и очень красивый материал для создания удивительных работ. Множество оттенков от почти белого до золотисто-рыжего дают возможность ее использования в разных областях прикладного творчества. Из соломки делают плетеные фигурки и украшения, панно, цветы, кукол, подставки для посуды, сумки. В жарких странах особенно популярны соломенные шляпы.
В клубе декоративно-прикладного творчества я занималась созданием картин из соломки (аппликация) на протяжении почти восьми лет. Поначалу, когда рассматриваешь готовые работы, кажется нереальным создать нечто подобное, но стоит разобраться в технологии и попрактиковаться, оторваться становится практически невозможно.
Соломку можно найти практически повсеместно, где выращивают злаковые. Единственный минус – ни разу не встречала стебли соломки в магазинах для прикладного творчества. То есть, если заготовить ее самостоятельно нет времени, желания, возможности, то просто пойти и купить будет сложно. Соломку можно красить, что тоже несомненный плюс. Специальные красители позволят расширить цветовую гамму, и изделие заиграет всеми цветами радуги. Однако многие мастера предпочитают не злоупотреблять крашением и делают акцент именно на натуральность, природность материала, его неповторимую красоту.
 

Подготовка материалов к созданию картины из соломки
1. Чаще всего используется солома ячменных, ржаных, пшеничных, овсяных культур. Ее можно выращивать специально (например, на дачном участке, в деревне у бабушек/дедушек) или просто осенней порой выехать за город и пособирать оставшиеся стебли после того, как поле будет убрано владельцами. Разумеется, если заниматься соломкой всерьез, то выращивать ее самостоятельно гораздо удобнее. Потому что в данном случае заготовку можно начинать, когда стебель еще зеленый, и вплоть до полного созревания колоса, когда стебель уже золотистый.
2. Соломку срезают ножницами или ножом, чуть выше и чуть ниже узелков, чтобы получались полые трубочки. Чем толще стебель, тем лучше и удобнее будет с ним работать. Поэтому обычно используют нижнюю и среднюю часть стебля, а верхнюю, где сам колосок – нет. Заготовленный материал хорошенько высушивают, чтобы он не отсырел и не начал подгнивать. После сушки дальнейшее хранение производят в коробках. Так соломка не помнется, не потрескается и сохранится дольше. Степень готовности определяют «на глаз». Сухая соломка становится гораздо легче, более шуршащей. Для проверки можно согнуть стебель: еще влажная соломинка будет сминаться, но разорвать ее будет сложно;
3. Приступая к работе, отбирают необходимое количество материала. Если по окончании образовались излишки, их снова высушивают, перед тем как убрать до следующего раза;
4. Соломку отбеливают. Используют обычный отбеливатель для х/б тканей (кипятят в растворе минут 30) или раствор перекиси водорода и нашатырного спирта (помещают соломку в этот раствор под груз приблизительно на час). Отбеленную соломку можно покрасить, если есть необходимость. Применяются природные (луковая шелуха, шишки ольхи, дубовая кора, морковь, свекла) или химические красители. Соломку кипятят в выбранном красителе до получения нужного оттенка. Потом ее тщательно промывают под проточной водой и снова высушивают.

Примечание: обязательно соблюдайте технику безопасности. Следите, чтобы отбеливатель/краситель не попал в глаза и на открытые участки кожи. Используйте перчатки.
Вот и все, исходный материал подготовлен к работе. Теперь можно приступать непосредственно к созданию картины.

Для работы понадобятся:

 

  • 1) подготовленная соломка;
  • 2) лист ДВП по размеру работы;
  • 3) небольшой кусок наждачной бумаги;
  • 4) ткань (обычно подкладочная), чтобы обтянуть ею лист ДВП;
  • 5) рисунок, который послужит исходным для создания картины;
  • 6) копировальная бумага;
  • 7) калька (прозрачная бумага);
  • 8) ручка;
  • 9) ножницы;
  • 10) канцелярский нож;
  • 11) клей ПВА.

 

Примечание: если вы решите подключить к этому процессу детей и сделать какую-нибудь картину попроще, в качестве поделки, то можно лист ДВП заменить на кусок плотного картона, а ткань на самоклеющиеся обои. Тоже получится красиво и ребенку будет не менее интересно.

Подготовка рабочей поверхности
Вырезают необходимый по размеру кусок ДВП. Края зашкуривают обычной наждачной бумагой. Заготовку обтягивают тканью, закрепляя ее с обратной стороны при помощи клея ПВА. Дают высохнуть.
Пока заготовка картины сохнет, можно заняться замачиванием соломки и распарить ее. Нужное количество заливают кипятком в большом тазу (чтобы соломка не гнулась и не ломалась) и дают настояться. Приблизительно минут через пятнадцать-двадцать такой «бани» она станет эластичной и прочной.
Соломку разрезают канцелярским ножом вдоль и осторожно разглаживают утюгом, как бы раскрывая стебель. Получаются плоские колечки, которые и будут использоваться при создании работы.

Перевод рисунка на ткань
На рабочую поверхность картины раскладывают листы копировальной бумаги, сверху кладут выбранный рисунок и переводят, обрисовывая. Каких-то специальных рисунков-схем для занятия аппликацией из соломки не существует. Практически любой рисунок можно использовать в качестве основы для работы. Главный критерий – возможность разделить изображение на достаточно крупные детали. Например, цветок – на лепестки, листочки; фигурку животного/птицы – на тело, лапы, голову, крылья, и т.д.
Для удобства в работе каждую деталь рисунка нумеруют прямо на исходном изображении. Просто проставляют цифры от единицы и до номера последней детали. Это делают для того, чтобы потом не запутаться, где какая деталь, и приклеить каждую на соответствующее ей место. Когда все детали пронумерованы, их переносят на кальку, обводя ручкой каждую и тоже нумеруя в соответствии с прост авленными цифрами на рисунке. Переводить детали лучше на значительном расстоянии друг от друга, чтобы потом удобнее было вырезать.

Наклеивание соломки на кальку
Клеем ПВА намазывают каждую деталь. Прикладывают полоску соломки, лишнее прижимают острием канцелярского ножа и отламывают. Затем снова наклеивают, повторяя манипуляции, пока намазанная клеем поверхность детали полностью не закроется соломкой. Полоски соломки подбирают по цвету (чтобы не было разнотона) и приклеивают, стараясь избежать просветов (чтоб не видна была калька). Когда все детали будут подготовлены, нужно хорошенько прогладить их утюгом со стороны кальки. После этого все части будет легче вырезать.

Вырезание деталей
Все детали работы аккуратно вырезают и складывают в какую-нибудь коробочку или пакетик в зависимости от назначения. Это удобно, когда работа большая и трудоемкая. Например, если делается корзина с букетом роз, то можно детали для корзины сложить в отдельную коробочку. Так же поступить с каждым цветком и листочками, к нему относящимися.
Все вырезанные детали необходимо перенести на рабочую поверхность картины, приклеив клеем ПВА, внимательно сверяя номера на деталях и исходном рисунке.

Часто для придания рисунку объемности детали обжигают по контуру, аккуратно прикладывая к электрической плитке или используя паяльный прибор, чтобы контур потемнел до золотисто-коричневого оттенка.
Примечание: если к созданию будущего шедевра привлекаете детей, то лучше этот этап обработки сделать самостоятельно или пропустить.

Вот и все, работа готова. По завершении можно покрыть картину лаком для лучшей сохранности. И долгое время она будет радовать не только вас, но и вызовет восхищение ваших друзей.

Нельзя не упомянуть тот факт, что возможность потрудиться над созданием работы вместе с детьми будет огромным плюсом. Это подарит вам отличное настроение, а кусочек золотистого, теплого осеннего солнышка навсегда поселится в доме.
Творите и у вас обязательно все получится.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *